Образок имеет форму круглого медальона, который окружен пальмовым венком и увенчан императорской короной, выполняющей роль оглавия.
Изображение императора на круглом щите в окружении пальмового или лаврового венка является древней античной традицией, имеющей триумфальный характер. Подобная традиция изображения императоров существовала в Византии, а в дальнейшем такой тип триумфальных изображений был воспринят христианским искусством по отношению к образу Христа, Божией Матери и особо почитаемых святых. Естественно, что в этом случае подразумевалась духовная победа над адом, сатаной и грехом.
На лицевой стороне медальона помещен погрудный образ царя-мученика Николая. Святой страстотерпец изображен в одеянии русских царей: на плечах – бармы, на груди – наперсный крест, голова увенчана шапкой Мономаха. В левой руке у него держава, в правой – восьмиконечный Голгофский крест. Отличительной особенностью выбранной иконографии является замена царского скипетра с двуглавым орлом, обычно присутствующего на официальных портретах русских императоров, на Голгофский крест – атрибут иконографии мучеников. Тем самым подчеркивается выбор царя Николая II между жезлом мирского властителя и мученическим крестом, открывающим Царство Небесное. Кроме того, такая иконография возвращает нас к постконстантиновской эпохе, когда скипетр с римским орлом на портретах императора сменяется на крест. Наиболее ярким примером этого являются изображения на монетах Юстиниана II. Именно крест становится символом императорской победы, так как дар побеждать и сама власть даруются Господом, а специальный победный знак, открытый первому христианскому императору, – это крест.
Известно, что в IV в. изображения победного знака, явленного Константину на небе, трактовались как различные формы монограммы Христа, но с начала V в. и в официальных знаках, и в нумизматике таким знаком становится крест. Поэтому крест в руке последнего православного императора говорит не только о его мученичестве, но и промыслительно показывает его победоносным властителем православной империи – Николаем, что в переводе с греческого означает «победитель народа». Его победа духовная, и ее блеск на нашей земле становится виден только сейчас, по мере нашего покаяния. Царь стал первой жертвой богоотступничества своего народа, возглавив миллионный сонм мучеников за веру. Святая Русь покинула грешную землю, вознесясь в Царство Небесное. Но молитвами святого царя, святых мучеников российских и оставшихся в нашей стране подвижников православия закончился мрачный период гонений. Хотя искушения остались. Мы стоим перед выбором: строить всемирное царство антихриста или возрождать Святую Русь. И речь идет не о восстановлении внешних этнических форм, а о возрождении истинного православного духа, служения Христу, служения своему народу и отечеству, о возрождении тех качеств, которыми в избытке обладал царь Николай II. Если сегодня, осмыслив житие царя-мученика, мы обратимся к нему с покаянной молитвой, то обязательно получим его заступничество перед Господом и вразумление в наших мирских делах по восстановлению поруганного отечества. Да и не только в этом. Нельзя умолчать, что святой царь со святыми царственными страстотерпцами являют нам образец христианской семьи, полной взаимной любви и любви к Господу, семьи как малой Церкви. Поэтому молитвенное обращение к царю-мученику и царственным страстотерпцам поможет нам в решении семейных проблем и укреплении христианского брака.
На оборотной стороне медальона в центральном круге помещен герб Российской империи – двуглавый орел, с гербами входящих в нее княжеств, Андреевским орденом и монограммой царя Николая II на щите. Полезно вспомнить значение этого древнего символа, так как он вновь присутствует в государственной геральдике России. Если в антропологическом аспекте двуглавый орел представляет единство и гармонию двух природ человека – духовной и материальной, то государственное значение символа – это симфония властей мирской и духовной, исторически представляемых в России властью царя и властью Православной Церкви. Важная деталь – это третья большая корона над увенчанными головами орла. Она символизирует власть Господа, которая даруется помазаннику Божию и Православной Церкви. Это формула идеального государственного устройства, к которому с древних времен стремились многие народы мира, живущие верой в единого Бога. Но практическая реализация этой формулы возможна лишь в государстве, в котором каждый гражданин осуществит ее в своей личности. А пока двуглавый орел – красивый символ, заставляющий нас задуматься о своем несовершенстве.
Изображение орла окружено орнаментальной лентой и молитвой царю-мученику Николаю на церковно-славянском языке: о благовенчaный царю Ніколае, вонми гласу моленiя нашего, прости, защити и укрепи заблyждшихъ чадъ твоихъ, да верою и любовію прославимъ прославльшаго тя.
Память царю-мученику Николаю и царственным мученикам празднуется 04 (17) июля в день их мученической гибели и в ближайшее воскресенье после 25 января (ст.с.) вместе с Собором новомучеников и исповедников российских.
Серебро, позолота, чернение
Размер: 35×23 мм
Вес ~11,4 гр
Модель 2004 г.Нет отзывов об этом товаре.
Нет вопросов об этом товаре.