Нательный крест простой четырехконечной формы с расширяющимися концами вертикальной балки. Такая форма типична для деревянных крестов, широко распространенных в XVII–XVIII вв. на Русском Севере.
На двух сторонах креста размещены иконографические сюжеты: «Крещение Господне или Богоявление» и «Распятие». Мы сознательно не выделили ни один из сюжетов как главный, чтобы показать их теснейшую взаимосвязь и их равноценную связь с таинством Крещения. Но все же сторону креста с изображением Распятия традиционно принято считать лицевой.
В центре нашего креста изображена фигура Христа, распятого на восьмиконечном кресте на фоне Иерусалимской стены. На верхней перекладине написано имя Господа І&С Х&С. Под распростертыми руками Спасителя – надпись НИКА (Побеждай). На горизонтальной балке креста – полуфигуры предстоящих: Божией Матери (надпись М&Р F&V) и Иоанна Богослова (надпись оа7гi iw8). Внизу креста – гора Голгофа и пещера с Адамовой главою. В верхней части креста – изображение Этимасии (уготованного престола). В нашем случае, когда присутствуют символы: Бога Отца – Престол, Бога Слова – Евангелие и Бога Духа Святого – голубь, Этимасию следует понимать как символ Пресвятой Троицы.
На другой стороне креста изображена икона «Богоявление или Крещение Господне», о чем свидетельствует надпись в верхней части креста (бг7zвление). В центре – обнаженная фигура Спасителя, омываемая струями вод Иордана. Под Его ногами – поверженный змий. Главу змия попирает крест. Правой рукой Господь благословляет воду. Слева от Христа – Иоанн Предтеча (надпись iw7 пр7т). Правую руку он возлагает на склоненную голову Спасителя, левая рука и взор Крестителя обращены к Небесам, из которых исходит Святой Дух в образе голубя. Справа от Христа, указывая на Его Божественное достоинство, изображен склоненный ангел с покровенными руками.
Попробуем объяснить, чем обусловлен выбор композиционного состава икон, а главное, поясним значение объединения этих двух сюжетов на нагрудном кресте.
Если рассматривать Богоявление и Распятие в контексте евангельской истории, то это события, которыми отмечены начало и завершение спасительных деяний Господа на земле, это альфа и омега Его земной жизни. Крещение в Иордане – это явление Христа народу, начало Его мессианского служения. Причем в этом событии проявилось участие всех трех Лиц Пресвятой Троицы: Бога Отца, открывающегося в гласе, Духа Святого в образе голубя и Сына Божьего, принимающего крещение. Поэтому это событие и называется Богоявлением. Соответственно, завершающим действом является искупительная жертва Господа – Его крестная казнь.
Если же рассматривать Богоявление и Распятие не в историческом, а в сотериологическом аспекте, то оба события начнут соединяться в единое целое – великий акт спасения Господом падшего человечества, «ветхого Адама». Такое объединение событий можно встретить уже в IX в. в миниатюрах Хлудовской Псалтири, где сцены Распятия и Крещения иллюстрируют 73 псалом, говорящий о спасительных деяниях Господа. Сценой Распятия дается толкование двенадцатому стиху: «Бог же Царь наш прежде века содела спасение посреди земли». А сцена Крещения, с изображением змиев с отсеченной головой, объясняет следующий 13 стих: «Ты утвердил еси силою Твоею море, Ты стерл еси главы змиев в воде». В этих словах псалма пророчески раскрыта причина крещения Христа в Иордане. Ведь, будучи изначально чист, Он не имел нужды в Иоанновом крещении покаяния и очищения. Святой Иоанн Дамаскин так объясняет причину крещения Христа: «Он крестился не потому, что Сам имеет нужду в очищении, но усвояя Себе мое очищение, для того чтобы стереть главы змиев в воде, для того чтобы смыть грех и погребсти всего ветхого Адама в воде» (Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 9). Эта идея победы над змием (сатаной), виновником грехопадения Адама, звучит во многих богослужебных песнопениях праздника Крещения, а изображения поверженного в водах змия встречаются в иконографических композициях Богоявления.
Но та же идея – искупления падшего Адама – звучит во всех композициях Распятия. А те древние иконы Распятия, где Крест Христов поражает змия или сатану, устанавливают прямую связь с композициями Богоявления. Еще одним связующим элементом является встречающееся на византийских и русских иконах Богоявления изображение Креста в водах Иордана. Тем самым Крещение Господне прообразует Распятие, показывая спасительное и очищающее действие Креста.
Если рассмотреть изображения на нагрудных крестах, помещенные над Распятием, то и здесь можно заметить одну важную деталь, указывающую на связь с иконографией Крещения Господня. Это изображение Духа Святого в образе голубя, который исходит либо от престола, как это видно на некоторых энколпионах XII–
XIII вв., либо от образа Бога Отца – на многочисленных крестах XIX в. Указанные иконографические элементы, а также некоторое композиционное сходство икон «Распятие» и «Богоявление», позволяют говорить о теснейшей связи этих священных событий.
Их онтологическое единство особенно ярко проявляется в дарованном нам Господом таинстве Крещения. Само русское наименование таинства – Крещение подразумевает крестную смерть Спасителя. Ритуал троекратного погружения в воды во имя Отца, и Сына, и Святого Духа знаменует, по учению апостолов, «три дня гроба Господня». Апостол Павел так гово-
рит об этом: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Римл. 6.3-4), и еще: «Быв погребены с Ним в крещении в Нем вы и совоскресли» (Колос. 2.12). Господь, крестившись в Иордане, дал нам пример крещения водою, но, по словам святого Иоанна Дамаскина, существует и другое крещение – «крещение кровью и мученичеством, которым ради нас крестился и сам Христос» (Точное изложение Православной веры, кн. 4 гл. 9). Поэтому церковное таинство Крещения, которое мы принимаем, содержит в себе упоминание о двух священных событиях. Оно своими внешними формами повторяет крещение Господа в Иордане, а сокровенная суть таинства, согласно апостольскому учению – в распятии со Христом нашего «ветхого человека», смерть для греха и жизнь для Бога во Христе.
Поэтому объединение двух иконографических сюжетов Богоявления и Распятия на нагрудном кресте, дающемся нам при совершении Крещения, наглядно позволяет понять глубинную суть самого таинства Крещения «во оставление грехов и в жизнь вечную».
Серебро, позолота, чернение
Размер: 30×18 мм
Вес ~7,5 гр
Модель 2003 г.
Нет отзывов об этом товаре.
Нет вопросов об этом товаре.