Небольшой нательный крестик с подвижным оглавием выполнен в традициях раннехристианского искусства. Это прослеживается как в самой форме креста, так и в изобразительных средствах, выражающих богословские идеи, актуальные для ранней Церкви и не потерявшие своего значения и сегодня.
Форма креста – четырехконечная с расширяющимися от центра балками, где вертикальная балка несколько длиннее горизонтальной. Такая форма лежала в основе большинства древних крестов с VI по XII в. Символически она могла пониматься как четыре луча Света Жизни, исходящих от его источника – Христа.
На лицевой стороне в центре изображено Распятие. Фигура Христа – прямая, с поднятой головой – только обозначает Распятие, не акцентируя смерть и крестные муки Спасителя.
Это образ Христа-триумфатора, победившего смерть. Распростертыми руками Он как бы объединяет все народы, знаменуя евангельские слова: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Иоанн 12.32).
В подножии Голгофского Креста изображен потир (что нередко можно встретить на древних Распятиях), из которого произрастает виноградная лоза, обрамляя по всему периметру креста фигуру Спасителя и имея свое продолжение на подвижном бочкообразном оглавии.
Виноградная лоза – самый распространенный символико-орнаментальный мотив в христианском искусстве. Основу символизма лозы положили слова самого Спасителя в Евангелии от Иоанна (15.1-6), где Он называет себя «истинной виноградной лозой», Отца Небесного – «виноградарем», а учеников своих, пребывающих в Нем, – плодоносящими ветвями (рождеем). В то же время Христос предупреждает: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь (розга), и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают». Мы видим, что в евангельских словах виноградная лоза выступает не только как символ Христа, но и как символ Его духовно плодоносящей Церкви. Это можно увидеть во многих памятниках раннехристианского, а затем и византийского искусства: светильниках, сосудах, орнаментальных церковных плитах, крестах и т.п. Чаще всего значение Церкви показывалось благодаря символической связи изображений с таинством Причащения. Например, когда, как в нашем случае, присутствовал потир, из которого произрастала лоза и образ Креста. Нередко встречаются образы птиц как символы души, сидящие на лозе и клюющие виноград. Подтверждают такую символику и известные слова Климента Александрийского (II–III вв.): «Лоза дает вино, как Слово дало свою кровь». Эту идею литургической жертвы Спасителя мы и постарались выразить на лицевой стороне нашего креста.
Оборотная сторона развивает ту же тему. В центре, в аналогичном обрамлении из виноградной лозы, мы видим прославленный в Византии образ Божией Матери Кириотиссы – Никопеи (Побеждающей). Подобные изображения встречались на многих византийских нагрудных крестах, свидетельствуя о Воплощении и являя символический образ Церкви, при этом служа гарантом защиты и победы для носителя креста. В нашем случае, когда фигура Богородицы окружена виноградной лозой, символика Церкви становится видна особенно ярко. Этому помогают и такие нюансы, как количество гроздей винограда, равное двенадцати, обозначающее двенадцать апостолов. Та же числовая символика присутствует и на лицевой стороне нагрудного креста.
Для лучшего понимания образа Богородицы Никопеи приведем слова о нем академика Н.П. Кондакова: «…образ Богоматери, как бы подносящей Предвечного Младенца к миру, идущему навстречу, представил христианскому чувству высший смысл приходящего на помощь миру и каждому человеку Господа Бога и Спаса нашего».
На нашем кресте, в контексте восприятия иконы Богородицы как образа Церкви, эти слова приобретают литургический смысл, символически указывая на таинство Причащения.
Таким образом, основная богословская идея, выраженная в нашей работе, – это показать Распятие как литургическую жертву Христа и подчеркнуть значение таинства Причащения, предлагаемого нам Православной Церковью.
Серебро, позолота, чернение
Размер: 34×17 мм
Вес ~ 7,7 гр
Модель 2008 г.
Нет отзывов об этом товаре.
Нет вопросов об этом товаре.