Нательный крест, в силу своей формы и иконографического содержания, предназначен для тех, чья жизнь и служение связаны с морем. Но кроме того, благодаря использованию в нем раннехристианской символики, этот крест имеет и общецерковное значение.
Его форма напоминает широко распространенные византийские кресты и энколпионы с расширяющимися балками со «слезками» на концах и в тоже время имеет сходство с якорем. Это достигается благодаря своеобразному основанию креста, а также маленькому круглому оглавию, в которое вдето разъемное кольцо для крепления креста на гайтан или цепь, напоминающее якорное.
Якорь-древнейший символ. Еще святой Климент Александрийский (2-3 в.в.), предлагая христианам подобающии им изображения, указывал на известность якоря в языческой символике, говоря: «и якорь морской, который Селевк велел вырезать», т.к. на монетах македонских царей из рода Селевкидов изображали якорь. Язычники,полагаясь на прочность якоря, выражали свою надежду на спасение в материальном смысле. В христианстве он стал символом надежды спасения души в житейском море, что видно из слов апостола Павла: «[Надежда] для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6.19). Это подтверждается многочисленными изображениями якоря на христианских надгробиях и других памятниках христианского искусства, сопровождавшимися греческими (εχπιζ) и латинскими (spes) символами, означающими надежду и упование. В тоже время, благодаря внешнему сходству, якорь был прообразом Креста Господня – орудия нашего спасения. Особенно, как в нашем случае, он был сходен с процветшим крестом, несущим символизм Древа Жизни.
На лицевой стороне нашего креста в центре изображен Христос, идущий по водам. В его левой руке свиток, а правая сложена в благословляющий жест. Над головой надпись имени ІС& Х&С (Иисус Христос). На горизонтальной балке изображены две рыбы, устремленные к Спасителю. Внизу – лодка с апостолом Петром, вытаскивающим сеть с рыбой. Такая композиция не является точной иллюстрацией Евангельского события (Мф. 14:25-33; Ин.6.19-21; Мк. 6:48-51), а только указывает на него и, в тоже время, символически передает различные аспекты христианского учения. Ее прочтение многозначно.
Если море воспринимать как водную стихию, то Христос здесь проявляет Свою Божественную природу. Он повелитель мироздания. Он тот, кто действительно может усмирить шторм и спасти тонущих в морской пучине.
В тоже время, если на первый план выступает значение воды как вещества церковного таинства, то композиция из двух рыб по бокам Спасителя, согласно раннехристианской символике, указывает на само таинство Крещения. Об этом пишет Тертуллиан (2-3 в.в.) в толковании таинства Крещения: «Мы рыбки, предводимые нашим ΙΧΘΥΝ, в воде рождаемся и не иначе как в воде пребывая, будем спасены».
Изображение апостола Петра в лодке в нижней части креста можно воспринимать просто как образ святого апостола Петра – покровителя рыбаков, но в тоже время, это раннехристианский символ «рыбаря». «Рыбарем всех смертных» называл Христа в своем гимне святой Климент. А в перечне рекомендуемых христианам символов он прямо указывает на изображение рыбака: «если кто рыбак, то пусть припомнит апостола и из воды спасенных детей». Под «спасенными детьми» понимались принявшие крещение, а под апостолами – рыбаки Симон (Петр) и Андрей, которым Христос сказал : «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф.4:19).
В этом же контексте сеть в руках святого Петра, согласно Евангелию имеет значение Царствия Небесного. «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон» (Мф.13.47.48).
Изображение апостола Петра, вытаскивающего сеть, традиционно присутствует на папских перстнях, т.н. «кольцо рыбака». Но в нашем случае лик апостола Петра устремлен к Христу и поэтому вся композиция рассматривается в целом. Учитывая, что как и корабль лодка является символом Церкви, она и представляет собой символический образ «святой, соборной и апостольской церкви», глава которой Христос, спешащий к нам на помощь не только в «четвертую стражу ночи», но и в каждую секунду, готовый укрощать наши душевные бури и греховные ветры страстей.
Оборотная сторона креста носит личностный, защитный характер. На ней изображены образы святых покровителей мореплавателей.
В центре помещена икона Богородицы «Спасительница утопающих» или «Леньковская». В 1751 году эта икона чудным образом приплыла к тому месту на реке Десне, где в опасном водовороте часто гибли суда. Место это находилось напротив высокой горы близ села Леньково. Верующие с благословением приняли образ и установили его на горе. Затем там был выстроен храм. С тех пор несчастья в этом опасном месте стали весьма редки.
Под иконой написаны слова из молитвы к ней на церковно-славянском языке:
мат̃и господа вышнаго яви ско́рyю по́мощь твою́ по мо́рю плавающымъ.
В верхней части креста находится образ святого апостола Андрея Первозванного. Со времен императора Петра I святой Андрей является покровителем российского флота. А на утвержденном в 1699 году военно-морском флаге изображен синий Андреевский крест на белом фоне.
На концах горизонтальной балки креста изображены образы святителей Николая Мирликийского и Спиридона Тримифунтского.
Святитель Николай самый почитаемый покровитель мореплавателей. Это связано как с всеобщей любовью и почитанием святого, так и с множеством чудесных случаев его помощи, гибнущим в морской стихии. Кроме того, считается, что и он сам происходил из семьи рыбаков.
Его современник святитель Спиридон Тримифунтский так же известен своей чудесной помощью терпящим бедствия на море. Особенно его чтут средиземноморские моряки.
Под текстом молитвы на вертикальной балке креста находится образ святого праведного воина Феодора Ушакова. Адмирал Феодор Феодорович Ушаков (1745-1817) прославился не только как талантливейший флотоводец, не проигравший ни одного морского сражения и не потерявший ни одного корабля. Он был христианином глубокой веры, смирения и милосердия. Все одержанные им победы были совершены над противником, обладавшим большими силами, что говорит о помощи Божией в его ратных делах.
В 2004 году Феодор Ушаков был канонизирован в лике праведных святых Русской Православной Церкви. В его лице Российский флот обрел небесного покровителя и ходатая перед Престолом Божиим.
В нижней расширяющейся части креста помещена композиция, показывающая пророка Иону, выходящего из чрева кита. Святой пророк Иона, благодаря своему чудесному путешествию внутри большой рыбы, является покровителем моряков-подводников. Кроме того этот сюжет в раннехристианском искусстве является прообразом Воскресения. Такой символизм основан на ясном указании самого Иисуса Христа: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12.40). Тема Воскресения в той или иной форме всегда присутствовала на нагрудных крестах. А на кресте для мореплавателей, служение которых связано с большим риском, его значение становится еще важнее.
Учитывая особое крепление на кольцо, рекомендуем носить на шнурках с кольцом и цепь "Господи Помилуй".
Серебро, позолота, чернение
Размер: 56 (с кольцом)×30 мм
Вес ~ 15,5 гр
Модель 2016 г.
Нет отзывов об этом товаре.
Нет вопросов об этом товаре.