Нательный крест является развитием стиля одной группы византийских крестов VI–VII вв. Главным типологическим признаком этой группы является лаконичная конструкция, состоящая из четырех объемных балок, расширяющихся от центра. В сечении балки представляли шестигранник или круг. Декор таких крестов был предельно аскетичен. Особое внимание уделялось только центру креста как месту Бога. Там помещался драгоценный камень или какой-либо другой символический элемент, обозначающий Христа. Грани крестов, как правило, были гладкими, но иногда на них встречались гравированные надписи молитвенных обращений к Господу или фрагменты текстов из Евангелия. На горизонтальной балке часто имелись подвески из жемчужных бусин или греческих букв α и ω. Подвески α и ω часто встречались и на византийских процессионных крестах.
Наш крест во многом сходен с древними образцами, но имеет ряд отличий. Его балки в сечении представляют собой трапецию, т.е. половинку шестигранника, обращенного объемной стороной наружу, а усеченной, плоской – внутрь.
Доминантой креста является Нерукотворный образ Спасителя, выполненный в высоком рельефе и помещенный в круглом медальоне в центре. Он средоточие и источник всего. В символике распятия, где вертикаль креста означает небесное, а горизонталь – земное, образ Спасителя принадлежит обоим направлениям и тем самым утверждает христологический догмат о том, что Христос есть истинный Бог и истинный человек. Когда же мы рассматриваем крест как модель четырехчастного мира, то образ Спасителя в центре иллюстрирует слова древнего пророчества: «Бог же Царь наш прежде века: содела спасение посреде земли» (Пс. 73.12).
Четыре расширяющиеся балки креста, исходящие из центра, понимаются как четыре луча Света Жизни, исходящего от его источника Христа. Эту символику усиливает декор балок, где грани украшены зигзагообразным орнаментом, а ребра – рядами зерни. Аналогичный орнамент изображен на круглом подвижном оглавии. Вокруг образа Христа, разнесенная на четыре стороны, – надпись ИС ХС НИКА (Иисус Христос Победитель). Медальон с Нерукотворным Образом фланкируют подвески из двух греческих букв
α и ω, иллюстрирующие слова Откровения (1:8): «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель». Они, как и буквы на крестчатом нимбе Спасителя οωΝ (Сущий), утверждают Божественную сущность Христа. Кроме того, Нерукотворный образ Спасителя выполняет защитную и целительную функции, а также является символом и гарантией победы. Это связано с историей самой иконы, которая была создана Господом в помощь страждущему человеку (царю Эдессы – Авгарю), а в дальнейшем, находясь над городскими вратами, служила защитой от врагов.
Серебро, позолота, чернение
Размер: 42×24 мм
Вес ~6,5 гр
Модель 2015 г.
Нет отзывов об этом товаре.
Нет вопросов об этом товаре.