Россия издревле почитается Домом Пресвятой Богородицы, Ее особым уделом, которым Она правит и охраняет его как Хозяйка. Предание о покровительстве Русской земле Божией Матери легло в основу иконографической программы креста с образом Христа Вседержителя на лицевой стороне и пятью иконами Богородицы на обороте.
На лицевой стороне Иисус Христос является как Господь Вседержитель, Творец мира и его Грозный Судия, царящий на Небесах. Небо символически представлено золотым кругом, от которого лучами расходятся перекладины креста. На трехчастных, во образ Пресвятой Троицы, концах перекладин изображены высшие ангелы, первыми стоящие у Престола Господа, — серафимы (с шестью крыльями) и херувимы (с четырьмя крыльями). Вокруг написаны слова Апокалипсиса: «Азъ есмъ альфа и омега». Это откровение Бога о том, что в Нем начало и конец всего сущего.
Форма креста символизирует четыре части света, собираемые воедино, и образ соединения земного (горизонтальная перекладина) с Небесным (вертикальная перекладина). На данном кресте на лицевой стороне символически изображено Небесное Царство, на обороте Российское. Это православный образ России как Святой Руси, Дома Богородицы, подножия Божественного Престола.
Пять икон Божией Матери на обороте — пять главных святынь России. На золотом круге, очерчивающем центральный Владимирский образ, написана молитва: «Милосердия двери отверзи нам Благословенная Богородица».
Владимирская икона Божией Матери — главная святыня Русской земли, которая пребывает в сердце России, там, где находятся царский и патриарший престолы. По Преданию Православной Церкви, она была первой иконой «Умиление», написанной апостолом Лукой на доске стола, за которым трапезовало Святое Семейство. На Русь эту чудотворную икону прислал в 1131 году Константинопольский патриарх Лука Хризоверг в подарок вел. кн. Юрию Долгорукому. В течение многих веков Владимирская икона была для русского человека олицетворением его Родины. Ей доверялось выбирать патриархов, благословлять вступающих на престол царей, за нее шли умирать на войну солдаты. С Владимирской иконой связано множество историй, рассказывающих об особом покровительстве Божией Матери России и Ее заступничестве. Сейчас икона хранится в церкви свт. Николая в Толмачах, которая соединена с музейным комплексом Третьяковской галереи (пам. 3 июня, 6 июля, 8 сентября).
Северные рубежи России с 1383 года защищает Тихвинская икона Божией Матери. По Преданию, она сама пришла по небу из Византии, шествуя в ослепительном сиянии и видимая на много верст вокруг. На месте ее остановки у реки Тихвинки была срублена церковь, а в XVI веке царем Иоанном Грозным выстроен Тихвинский монастырь. С тех пор икона почитается как просветительница и охранительница Северо-Западной Руси, подательница неисчислимых чудес. В годы Второй мировой войны икона была вывезена в Америку, но в 2004 году с великими почестями возвращена в Тихвинский монастырь (пам. 9 июля).
Внизу креста помещена Феодоровская икона Божией Матери. Согласно Сказанию, уже в XI веке она стояла в небольшой часовне близ Городца на Волге. В Смутное время (1604–1613) именно этой иконой был благословлен на царство Михаил Романов. Сейчас Феодоровская икона находится в кафедральном соборе Костромы (пам. 27 марта, 29 августа).
На западе дорогу на Русь с XI века преграждает Смоленская икона Божией Матери (пам. 10 августа). По Преданию, византийский император Константин Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну на брак с черниговским князем Всеволодом Ярославичем в 1046 году. Их сын Владимир Мономах поставил икону в Смоленске, где она пребывает и поныне.
На востоке с 1579 года Россию охраняет явленная Казанская икона Божией Матери. Чудеса, явленные ею, неисчислимы: помощь на войне, в болезни, в семейной жизни… В Смутное время (1604–1613) эта икона была щитом и благословением Народного ополчения Козьмы Минина и князя Димитрия Пожарского (пам. 21 июля и 4 ноября). В 1904 году святыня была уничтожена святотатцами, но в Москве, Петербурге и других городах России сохранились ее чудотворные списки.
Образ «богородичного» креста России сложился в XIX веке. Тогда же стали писать храмовые иконы, на которых старались вместить как можно больше прославленных образов Божией Матери. Такие собрания воедино Ее икон стали именовать в честь праздника Похвалы Богородицы.
Техника исполнения - Миниатюрный рельеф, литье, позолота, чернение. Ручная работа.
Средний вес - 15г
Материал - Серебро (925). Позолота (999).
Размеры - 5,3х3,8х0,3
Характеристики
Нет отзывов об этом товаре.
Нет вопросов об этом товаре.