Миниатюрная подвеска «Якорь спасения» выполнена в технике горячей многоцветной эмали. Она продолжает серию раннехристианских символов и представляет собой стилизованный якорь с перевитой вокруг него рыбой. Дополняют композицию греческие буквы ΙΧΘΥΣ, образующие слово «рыба».
Якорь – древнейший символ. Еще святой Климент Александрийский, предлагая христианам подобающие им изображения, указывал на известность якоря в языческой символике, говоря: «и якорь морской, который Селевк велел вырезать», т.к. на монетах македонских царей из рода Селевкидов изображали якорь. Язычники, полагаясь на прочность якоря, выражали свою надежду на спасение в материальном смысле. Главный якорь на корабле называли sacra anchora (священный якорь). В христианстве он стал символом надежды спасения души в житейском море, что видно из слов апостола Павла: «[Надежда] для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр.6:19). Это подтверждается и многочисленными изображениями якоря на христианских надгробиях и других предметах, сопровождавшимися греческими (ελπίς) и латинскими (spes) словами, означающими надежду и упование. Святитель Епифаний Кипрский (IV в.) даже назвал свое апологетическое сочинение «Анкорат», что означает «Слово якорное» или «Якорь Веры». В то же время, благодаря внешнему сходству, якорь был прообразом Креста Господня – орудия нашего спасения. Особенно он был сходен с процветшим Крестом, несущим символику Древа Жизни.
Образ рыбы, бывший в язычестве символом плодородия, очень быстро стал одним из важнейших символов христиан. Произошло это благодаря греческому написанию слова «рыба» –
ΙΧΘΥΣ. Эти пять букв составляли акростих, в котором была заключена древнейшая формула исповедания символа веры: Ιήσους – Иисус, Χριστος – Христос, Θεου – Бога, Υιος – Сын, Σωτηρ – Спаситель. Поэтому изображение рыбы являлось прежде всего символом Христа. Композиция, используемая в нашей подвеске, когда рыба обвивает якорь, является прямой аллюзией на Распятие. Такого рода композиции в сочетании с надписью ΙΧΘΥΣ часто встречались на раннехристианских перстнях.На оборотной стороне подвески с помощью эмали выделен якорь, напоминающий четырехконечный процветший крест. Символизм Креста подчеркивает традиционная надпись, впервые употребленная на крестах императором Константином: ИС ХС НИКА (Иисус Христос Победитель). В нижней части подвески выгравирована греческая надпись Κυριε βοηθει (Господи, помоги). Такие надписи часто встречались на ранневизантийских апотропеях (предметах, выполняющих защитную функцию). Стоит отметить, что греческое слово βοήθει означает не просто просьбу о помощи, а крик, который может исходить от человека, который вдруг понял, что он погибает.
Серебро, позолота, эмаль
Размер: 12,3×24,8 мм
Вес ~1,7 гр
Модель 2014 г.
© Ю. Федоров, 2014
Нет отзывов об этом товаре.
Нет вопросов об этом товаре.