Предлагаемый нагрудный знак представляет собой один из самых древних, а с Константиновских времен и самый распространенный символ Спасителя - монограмму имени Христова, состоящую из двух греческих букв X (хи) и Р (ро). Она традиционно дополнена греческими буквами ɑ (альфа) и ω (омега) и окружена пальмовым венком. Ее называют христограмма, хризм, хризма или хрисм, хрисма.
Знак этот был известен еще с дохристианских времен. В Греции, где криптографическое письмо было очень популярно, он являлся сокращением слов χρηστος (добрый, хороший) или χρηστου (доброта) и служил как благой знак, отмечающий доброе дело и важный переход. Но уже с апостольских времен этому знаку придается христианский смысл. В надписях, широко встречающихся в катакомбах первых христиан, он обозначает латинское слово РАХ (мир) и Самого Христа.
Широкое распространение хризма получила во времена императора Константина Великого. По преданию, переданному нам историком Церкви Евсевием Памфилом и записанному им со слов самого Константина Великого, императору перед битвой с Максенцием (312) было явлено на небе «составившееся из света и лежащее на солнце знамение Креста с надписью τουτω νικɑ (сим побеждай)», а затем ночью ему «во сне явился Христос Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов». Изготовленное по приказу императора знамя (лабарум) имело форму креста, образованного копьем и поперечной реей, на котором крепился императорский штандарт. Навер- шие копья венчалось монограммой Иисуса Христа, состоящей из двух греческих букв X и Р (начальные в слове Христос), окруженных золотым венком. Такой же знак по приказу императора был начертан на щитах и шлемах воинов.
Так как и до Константина римские знамена имели аналогичную крестообразную конструкцию, только завершающуюся не хризмой, а имперским орлом, логично предположить, что световое знамение Креста, явленное Константину Великому на небе, представляло собой не плоский четырехконечный, а пространственный шестиконечный крест, аналогичный трем осям координат. Подобные кресты можно и сейчас увидеть на куполах некоторых храмов и в их внутреннем пространстве. Естественно, что в плоскости такая геометрическая фигура представляет собой монограмму Христа, оставаясь при этом прикровенным знамением Креста.
Рассмотрим другие символические элементы, дополняющие в нагрудном знаке Божественную монограмму. Венок с древних времен является символом награды и победы. В этом значении он упоминается во многих книгах Нового Завета: «венец правды» - второе послание к Тимофею (2 Тим. 4.8); «венец нетленный» - первое послание к коринфянам (1 Кор. 9.25); «венец славы» - первое послание Петра (1 Пет. 5.4); «венец жизни» - послание Иакова (Иак. 1.20) и Апокалипсис (Откр. 2.10). Пальма также являлась символом победы как у иудеев, так и греков и римлян. Этот же символизм сохранился и у христиан, только значение победы земной было перенесено на духовную победу, рождение в Духе и Воскресение. Слова Апокалипсиса (Откр. 7.9) о праведниках, стоящих перед престолом и Агнцем с пальмовыми ветвями в руках, подтверждают это значение.
Две греческие буквы ɑ (альфа) и ω (омега), дополняющие монограмму, иллюстрируют отрывок из Апокалипсиса (Откр. 1.8): «Я есть Альфа и Омега, начало и конец, который есть и был и грядет...», и в сочетании с хризмой обозначают вечность и полноту Естества Христова. Это дополнение в IV в. имело особую актуальность в связи с борьбой с арианством, показывая Сына Божия единосущным Отцу. Таким образом, сочетание описанных выше символов обозначает Господа нашего Иисуса Христа как Вседержителя, единосущного Отцу, говорит о Его Победе над адом и смертью - Его Воскресении.
Этот знак Господь даровал людям через императора Константина как победный, и сегодня он имеет то же значение, так как победа возможна только во Христе и со Христом.
Серебро, позолота, чернение, эмаль
Размер: 20х19
Вес: ~ 3,0 гр.
Модель 1999 г.
Нет отзывов об этом товаре.
Нет вопросов об этом товаре.