Крест - "Крестильный" (старообрядческий) - арт. КС106

Крест - "Крестильный" (старообрядческий) - арт. КС106
Доступность: На складе
Быстро доставим
Мастерские Юрия Фёдорова Производитель: Мастерские Юрия Фёдорова
Бесплатная доставка
На сумму свыше 4000 рублей
Изделие освящено
Соответствует православным канонам
9 700 р.

Описание Крест - "Крестильный" (старообрядческий) - арт. КС106

Маленький нательный крестик выполнен в старообряд­чес­кой традиции. Благодаря малому размеру он может быть исполь­зован в качестве крестильного для младенцев.

Основа креста пред­став­ляет собой простую четырех­конеч­ную фор­му, близ­кую к греческим пропор­циям, со слегка удлиненной вер­тикалью, завершающуюся округ­лым не­под­виж­­ным оглавием. Стоит заметить, что основа большинст­ва старообрядческих нательных крес­тов четырехконечная. Поэтому реформаторы совершенно не­справедли­во обвиняли староверов в непочитании четырехконечного креста. Просто человек, способный к символическому мышлению, раз­личал восьмиконечный крест — как конкретный образ Голгофского Креста Христова, которому должно поклоняться, и четырехконечный крест — как древний сакральный символ, имеющий множество зна­чений, не всегда уместных для поклонения.

Так, равносторонний четырех­­конеч­ный крест — это прежде всего сим­­вол мира спасенного и преображен­ного Господом. В нашем случае он имеет значительный объем, добавляю­щий третье измерение, что усиливает его вселенское значение.

Помогают этому тексты славо­словий Кресту, помещенные на боковой грани: крcтъ хранiтель всей вселеннэй, крcтъ красота церковнаz. Центральным и главным элементом композиции лицевой стороны является восьмиконечный крест — образ Честного и Живо­тво­рящего Креста Господня, установ­ленного на горе Голгофе. Внутри горы изображен череп, обозначающий гла­ву Адама, т.к. по преданию останки Адама были захоронены в этом месте. Кроме того, таким образом отмечается связь Христа и Адама. Отцы Церкви называют Христа Новым Адамом, искупившим первородный грех и открывшим человеку путь к жизни вечной. По бокам Голгофского Креста изображены орудия страстей — копие и трость с губкой. Им наряду с Крестом оказывается поклоне­ние, поэтому копие и трость неизмен­но присутствуют на всех нательных старообрядческих крестах, со­став­ляя единую композицию с восьмиконечным крестом и Гол­гофой. По мнению, бытующему в старообрядческой среде, образ Спасителя нельзя изображать на нательных крестах, т.к. крест не дозволяется снимать никогда, а в то же время человеку приходится бывать в таких местах, куда образ Спасителя вносить непристойно.

На свободном поле креста имеются традиционные надписи, носящие вероучи­тельный и прославляющий характер. В верхней части креста — Цр7ь сл7вы (Царь Славы), надпись, появившаяся на византийских крестах не позднее XII в. (ΒΑΣΙΛΥΣ ΤΗΕ ΔΟΞΗΣ), антоним ироничной Пилатовой над­писи, говорящая о Вознесении Господа во Славе. На краях горизонтальной балки –  I&С Х&С (Исус* Христос), утверждаю­щая обетованное Ветхим Заветом мессиан­ство Спасителя. Вдоль горизонталь­ной балки — НИКА (Побе­ди­тель), напоминающая о победе Христа над адом и смертью.

Надпись I&С Х&С НИКА была впервые написана на крестах, изготовленных по приказу императора Константина сразу после обретения Честного и Животворящего Креста Господня царицей Еленой. В нижней части креста помещена аббревиатура МЛРБ (Место Лобно Рай Бысть), русский вариант греческой надписи Т.К.П.Г. (Τόπος Κρανіου Παράδεіϭος Γέγονε), что озна­чает — место лобное стало раем и гово­рит об искуплении и восстановлении утраченного рая.

Стоит отдельно остановиться на зна­чении восьмиконечного креста, о котором в истории послереформен­ной Церкви было столько споров, и который сегодня не только особо почитаем у старообрядцев, но и является сим­волом всей Русской Православной Церкви.

Восьмиконечный крест как изобра­жение орудия казни Спасителя встре­чается в церковном искусстве с IX в. А к XVI в. на Руси образ Голгофского Креста стал преимущественно восьми­конечным. Такая графическая форма, сложившаяся на протяжении веков, является наилучшим духовным обра­зом истинного креста Господня — сим­волом Жертвы и Победы Спасителя. Восьмиконечная форма в свою очередь состоит из трех частей — не­посредственно четырехконеч­ного крес­­та и двух дополнительных горизон­тальных перекладин вверху и внизу.

Четырехконечный крест графически повторяет фигуру распятого Спасителя, «Который сотворил и содержит все горнее и дольнее, Который соединил горнее  с земным, свыше нисшел на землю, и потом с земли вознесся на небо; в Себе Самом все соединил и к Себе призвал все концы земли».

Верхняя перекладина обозначает Пилатову титлу, упомянутую во всех четырех Евангелиях. Но сама Пилатова надпись мнимой вины Спасителя «Исус Назарянин – Царь Иудейский» до XVI в. на крестах не употреблялась, т.к. ее ложное содержание и глумливый характер были не совместимы с поклонением Кресту. Вместо нее писалась истинная титла Спасителя «Исус Христос Царь Славы», а чаще просто сокращенное имя Господа I&С Х&С Ведь титлами (titulus — лат.) в римской традиции называли «платы, означавшие царскую власть с изображением им­пера­торов или написанием их имени».

На русских крестах Пилатова над­пись на титле в виде славянской аббре­виатуры I.Н.Ц.I. появляется с XVII в. и обычно присутствует только совместно с фигурой распятого Христа. Впрочем, на самих восьмиконечных крестах без Распятия надписи не изо­бражаются, а пишутся рядом.

Таким образом, верхняя  пере­кла­ди­на, венчая крест, обозначает истин­­ное достоинство Спасителя в соответ­ствии с находящимися рядом надписями.

Нижняя перекладина обозначает подно­жие. Несмотря на то, что в Еван­гелии о подножии не говорится и достоверных археологических дан­ных о его существовании нет, оно упоминается многими отцами Церкви и имеется на византийских и русских изображениях Распятии с древних времен.

Большинство исследователей счи­тает, что подножие, согласно византийс­кому церемониалу, оз­начает вели­чие изобра­жаемого лица. Оно показывает Крест как престол, а Христа как царя, Царя Славы. Кроме того Крест воспринимается и как жертвенник, непременным атрибутом которого является подножие. Таким образом, подножие на кресте показывает рас­пятого Христа не только как жертву, но и как Первосвященника, ее при­носящего. Подтверждения этих значений подножия мы находим во многих книгах Священного Писания (Ис.60.13; Пс.98,5; Пс.131,7; Мф.22,44; Евр.10,12 — 13). Учитывая такое важное значение подножия, часто подно­жием называется и сам Крест, а не только его отдельная часть.

В контексте этих значений подножие на древних крестах имело объемную кубическую форму, иногда украшалось орнаментом и было сходно с подножием, изображаемым на иконах у престола Вседержителя. Напомним, что и фигура распятого Христа в те времена имела черты царского достоинства. Со временем (c IX в.) объемное подножие в византийском и русском искусстве превратилось в широкую доску. В русских крестах XVI–XVII вв. она стала изображаться скошенной правым концом вверх. Подножие такой формы полюбилось и утвердилось в русском иконописании и приобрело новое символическое значение – «мерило праведное». Скошенное подножие на кресте напоминает нам о двух разбойниках, распятых по сторонам Христа, и обозначает коромысло весов Страшного Суда. Один конец опущен вниз под тяжестью грехов нераскаявшегося, низводя его в ад, а другой, освобожденный покаянием благоразумного разбой­ника, поднят вверх, вознося его, согласно обетованию Спасителя, в рай. Тем самым символически выделяется значение покаяния как пути к спасению.

Кроме того, напоминание о распятых разбойниках воссоздает полную карти­ну Распятия с тремя крестами. Важное символическое значение такой композиции — показ восстановления утраченного рая с двумя деревьями в центре. Об этом говорит традиционная надпись МЛРБ. И тогда Крест Христов — образ Древа Жизни, а кресты разбойников олицетворяют дуализм древа познания добра и зла. Возможно, что объединяя в себе символизм райских древ, восьмиконечный крест с косым подножием и становится «Трисоставным честным древом», вос­петым в каноне Честному и Животворящему Кресту (песнь 8-я).

На оборотной стороне нашего креста помещен текст молитвы Честному и Животворящему Кресту в дореформенном написании: Да воскреснетъ богъ, и разыдутся врази єго, и да бежaтъ от лица его ненавидящіи его: якw исчезaетъ дымъ, да...

Наши кресты с трех сторон покрываются горячей эмалью различных цветов, что придает им праздничный, радостный характер и вносит дополнительную символику цвета.

*Такое написание имени Христова исполь­зовалось до церковной ре­фор­мы 1651-1685 гг., а по сей день принято в Старообрядческой Церкви.

На складе есть изделия с эмалью разного цвета. Фото по наличию  высылаем на электронную почту, WhatssApp, Viber или Telegram (как будет удобно)

Серебро, позолота, горячая эмаль

Размер: 20×10,3 мм

Вес ~2,3 гр

Модель 2013 г.

Теги: Маленький крест, детский крест с эмалью, кресты с эмалью, женский, крест для ребенка, детский крест, кресты для крещения, младенческий

Отзывы Крест - "Крестильный" (старообрядческий) - арт. КС106

Написать отзыв

С этим изделием покупают