Небольшой нательный крестик имеет восьмиконечную форму и подвижное оглавие с шарнирным соединением. Кресты и мощевики подобной формы встречались на Руси с XIV века. Самый известный из них, так называемый «Филофеевский» принадлежал преподобному Сергию Радонежскому.
На лицевой стороне нашего креста в углублении повторяющим восьмиконечный контур изображена рельефная фигура распятого Христа. Над головой Спасителя – славянские буквы І&С Х&С (Иисус Христос). Внизу – глава Адама.
Такое художественное решение иконографии Распятия, когда фигура Спасителя как бы вложена в крест, выполненный в виде емкости или ковчега крестообразной формы, позволяет воспринять Крест не только как орудие казни. Во-первых, тем самым образно показывается преемственная связь Креста Господня с Ковчегом Завета, о которой говорили отцы Церкви. Например, святой Исаак Сирин (VII в) пишет, что «неограниченная сила Божия живет в Кресте, так же как она жила непосредственным образом в том ковчеге, которому народ поклонялся с великим благовением и страхом». Кроме того, такое изображение Голгофского креста становится аллюзией на евхаристическую чашу и крещальную купель. Таким образом, устанавливается символическая связь Распятия с двумя главными церковными таинствами: Крещением и Причастием.
На оглавии креста помещен Нерукотворный образ Спасителя – одна из самых почитаемых святынь христианского мира. Он чаще других икон встречается на оглавиях русских крестов, показывая Христа как главу Церкви.
На оборотной стороне креста изображена ростовая фигура Божией Матери – Агиосоритисы. Божия Матерь наполовину развернута вправо от нас с молитвенно поднятыми перед грудью руками. По краям горизонтальной балки наименование
М&Р F&V (Матерь Божия). Над головой Богородицы благославляющая десница с надписью І&С Х&С (Иисус Христос). В нижней части креста помещены слова тропаря Кресту на церковно-славянском языке:Спаси, Господи, люди твоя, и блгослови достояніе твоe..
«Агиосоритиса» - чудотворный образ, находившийся в знаменитой часовне Агиа Сорос (Святой Раки) в Константинополе. В этой часовне хранилась Риза Пресвятой Богородицы. В XII столетии – это была одна из самых почитаемых икон столицы империи, списки которой распространялись по всему миру.
На Руси похожий извод имеет Боголюбская икона Божией Матери, написанная в середине XIIвека.
Почитание иконы Агиосоритисы связано с тем, что в ней максимально выражена идея молитвенного заступничества Богородицы за всех христиан.
Позолота, чернение, позолота
Размер: 15х30 мм
Вес ~ 6,5 гр.
Модель 2018 г.
Нет отзывов об этом товаре.
Нет вопросов об этом товаре.