Небольшой крест с Голгофой на лицевой стороне и образом Архангела Михаила на обороте формой напоминает знаменитый крест XVII века работы русских мастеров. Предстоящие Распятому Христу Богородица и апостол Иоанн Богослов на обороте креста становятся крыльями самого могучего из всех ангелов Архистратига Михаила. Это символический образ духовного величия Пречистой Матери Христа и самого Его любимого ученика апостола и евангелиста Иоанна.
Господь был распят на горе Голгофе (с арам.: череп, лоб) около Иерусалима между двух разбойников. По Преданию, Его крест стоял на месте, где покоился прах Адама, первого человека, совершившего первый грех. Поэтому в основании креста часто изображается череп Адама, а Голгофа именуется также Лобным Местом.
На православных крестах Господь изображается свободно покоящимся на кресте с простертыми руками и как бы обнимающим всю Вселенную. Он — Спаситель, искупивший грехи мира, «поправший смертию смерть» и призывающий к Себе «все концы земли» (Ис. 45, 22). Над головой Его написано «Царь Славы».
После жестокой казни Христа большинство апостолов испугались гонений и спрятались. Рядом с Крестом остались только Богородица и апостол Иоанн Богослов. В Евангелии говорится, что Христос, увидев Свою Мать и любимого ученика, произнес: «Жено! Вот, сын Твой», и поручил заботу о Своей Матери апостолу Иоанну.
Апостол Иоанн — самый молодой и любимый ученик Христа, автор последнего, четвертого Евангелия, которое называют «духовным». По Преданию, он написал свой текст в дополнение к Евангелиям от Матфея, Марка и Луки, рассказав о Христе как Единородном Сыне Божием, Свете всему миру, Божественном Слове. Апостол Иоанн является также автором трех соборных посланий и книги Апокалипсиса, которую получил в откровении на о. Патмос.
Главной в учении Христа он считал заповедь любви, уча, что исполнение ее одной может открыть путь к спасению. По Преданию, достигнув старости, апостол Иоанн был взят на Небо, и там вместе с Божией Матерью неустанно молит Бога о милости к людям (пам. 21 мая и 9 октября).
О Пресвятой Богородице в Евангелии говорится очень мало. Сказания о Ее жизни сохранились в Предании Церкви, апокрифах и свидетельствах святых, знавших Ее при жизни. Богородица прожила чуть больше семидесяти лет и ни разу не согрешила даже в мыслях, посвятив всю Свою жизнь Богу. Единственная из всех людей Она воскресла, как Иисус Христос, на третий день после смерти и стала молитвенницей и заступницей за человеческий род у Его Престола.
Несокрушимым защитником человека является также Архангел Михаил, изображенный на обороте креста. Он верховный военачальник всего ангельского воинства (пам. 21 ноября), в котором служат и Ангелы Хранители. Его имя означает «Кто яко Бог?», так как он самый могучий и грозный враг зла. Он первым ополчился на Денницу, когда тот восстал против Бога, низверг его с Неба и не перестает сражаться с его темным воинством. Поэтому он часто изображается в виде воина, в доспехах и с огненным мечом. Но как служитель Небесного Царя и глава ангелов и архангелов на многих иконах он предстает в богатой одежде византийских придворных. На данном кресте он также изображен как вельможа: в длинном далматике, перевязанном широкой лентой с драгоценными камнями (лором), зерцалом в одной руке и мерилом в другой. За спиной у него большие крылья, у висков вьются тороки (или слухи) — ленточки, символизирующие чуткий слух и внимание к Богу.
Архангел Михаил почитается как грозный враг зла, защищающий души от бесовских нападений. Поэтому его часто изображали на нательных крестах. Древнерусские князья и воины стремились обрести покровительство Небесного Воеводы, и нередко его крылатая фигура украшала их шлемы. Часто Архангелу Михаилу посвящались кладбищенские церкви, и в честь него был освящен Архангельский собор в Кремле, строившийся как усыпальница московских князей, впоследствии русских царей.
Вместе с другими бесплотными Силами Небесными и архангелами Гавриилом, Рафаилом, Уриилом, Салафиилом, Иегудиилом и Варахиилом память Архистратига Михаила совершается 21 ноября, а также 19 сентября.
Крест для верующих, писал св. Иоанн Кронштадтский, «есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов», которая защищает не только душу, но и тело.
Характеристики
Нет отзывов об этом товаре.
Нет вопросов об этом товаре.