Классическая форма и художественный образ креста-мощевика с иконами Господа Вседержителя на лицевой стороне и Божией Матери «Оранта» на обороте обращает нас к Древней Византии. Византийскими являются техника исполнения и общее иконографическое решение.
Изображение Господа Вседержителя – древнейшее из сохранившихся икон Иисуса Христа. Господь представлен в рост с благословляющей десницей и книгой в левой руке, переплет которой отмечен крестом. Символическое значение книги многозначно, но главных смысла два: это Книга Жизни, то есть образ всего сотворенного Богом мира, и свод законов (заповедей), по которому этот мир должен жить.
Главная заповедь Господня – любовь к Богу и ближнему. «Как Я возлюбил мир, так и вы да любите друг друга», - говорит Христос ученикам. Мера же Его Божественной любви раскрылась после Распятия, когда Он принес Себя в жертву во искупление грехов человечества.
Икона не считается поклонным образом, если на ней нет подписи. Буквы на иконе – это образы мистического присутствия в ней Бога Слова. Поэтому на кресте рядом с Христом и Богородицей стоят инициалы Их святых имен. Над буквами – надстрочные знаки, титлы, указывающие на сакральность сокращенных слов.
Образ Божией Матери «Оранта», украшающий оборот креста, – самый древний из известных изображений Богородицы. Ее поза, с воздетыми руками, еще с дохристианских времен символизировала молитвенное предстояние. В христианстве жест «Оранта» (моление) приобрел новый смысл: ведь человек, простирающий руки, уподоблен Распятому Христу. Поэтому «Оранта» стала символом не просто индивидуальной молитвы, а моления за весь мир. Это образ молитвенного подвига, в котором испрашивается милость и прощение грехов всему человечеству.
Пресвятая Богородица почитается как главная молитвенница за людей перед Богом. К Ней, «теплой Предстательнице» и «благой Утешительнице», мы обращаемся в самые трудные минуты жизни. Именно Она будет нашей заступницей и после смерти на Страшном Суде.
Поэтому внутри энколпиона написано: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех святых спаси и помилуй мя грешнаго".
Образы Христа и Пресвятой Богородицы выполнены в технике выемчатой эмали. Для создания эмалевого рисунка в форме изделия делаются небольшие углубления, которые заполняются растертым в порошок цветным стеклом. После этого стекло расплавляется и запекается в специальной печи. Сложность изготовления таких изделий заключается в том, что стекло разного цвета имеет различную температуру плавления. Поэтому каждый цвет приходится обжигать отдельно. При этом художник-эмальер должен следить за тем, чтобы уже нанесенные цвета не сгорали при повторных обжигах.
Первые ювелирные изделия, украшенные эмалью, сохранились еще со времен Древнего Египта, Ассирии и Вавилона. В те времена не знали сложной огранки драгоценных камней и просто полировали их. Оправленное в золото цветное стекло очень походило на драгоценные камни и использовалось в качестве их замены. И только византийские ювелиры по-настоящему раскрыли художественные возможности эмали. С помощью золотых проволочных перегородок и стеклянной массы ими стали создаваться сложнейшие сюжетные композиции. В настоящее время в Венеции в соборе святого Марка можно увидеть вывезенный крестоносцами из Византии целый иконостас из золота и эмали!
На Русь искусство эмали пришло из Византии вместе с Православием. Русские мастера оценили художественную выразительность эмалевых изделий и их удивительную долговечность и создали свои бессмертные шедевры. Эти произведения ювелирного искусства оказались даже прочнее отлитых из металла. Например, эмалевые бармы работы русских мастеров XII века даже спустя столетия сохраняют яркость цвета, блеск и красоту.
Техника исполнения - литьё, позолота, чернение, горячая перегородчатая эмаль, ручная работа.
Средний вес - 10 г
Материал - Серебро 925 пробы, позолота 999 пробы
Размеры - 4,1х1,8х0,5
Характеристики
Нет отзывов об этом товаре.
Нет вопросов об этом товаре.