Подвеска - "Хризма" - арт. ЗПС107

Подвеска - "Хризма" - арт. ЗПС107
Доступность: На складе
Быстро доставим
Мастерские Юрия Фёдорова Производитель: Мастерские Юрия Фёдорова
Бесплатная доставка
На сумму свыше 4000 рублей
Изделие освящено
Соответствует православным канонам
5 500 р.

Описание Подвеска - "Хризма" - арт. ЗПС107

Предлагаемая вам подвеска пред­ставляет со­бой один из самых древних, а с Конс­тан­ти­новских времен и самый распространенный символ Спа­сителя – монограмму имени Христова, со­стоя­щую из двух гре­ческих букв Χ (хи) и Ρ (ро). Она традиционно допол­нена грече­скими буквами α (альфа) и ω (омега). Ее называют хрис­тограм­ма, хризм, хризма или хрисм, хрисма.

Знак этот был известен еще с до­христиан­ских времен. В Греции, где криптографиче­ское письмо бы­­­ло очень популярно, он являл­ся сокращением слов χρηστος (добрый, хоро­ший) или χρηστου (доброта) и служил как благой знак, отмечающий доброе дело и важный переход. Но уже с апостольских времен этому зна­ку придается христианский смысл. В надписях, широко встречающихся в катакомбах первых христиан, он обозначает латинское слово ΡΑΧ (мир) и Самого Христа.

Широкое распространение хризма полу­чила во времена императора Константина Великого. По преданию, переданному нам историком Церкви Евсевием Памфилом и записанному им со слов самого Константина Великого, императору перед битвой с Мак­сенцием (312) было явлено на небе «со­ставившееся из света и лежащее на солнце знамение Креста с надписью τουτω νικα (сим побеждай)», а затем ночью ему «во сне явился Христос Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное виден­ному на небе, употреблять его для защиты от нападения вра­гов». Изготовленное по при­казу императора знамя (лабарум) имело форму креста, обра­зо­ванного копьем и поперечной реей, на котором крепился императорский штан­дарт. Навер­шие копья венчалось моно­граммой Иисуса Христа, состоя­щей из двух греческих букв Х и Р, окружен­ных золотым венком. Такой же знак по при­ка­зу императора был начертан на щитах и шлемах воинов.

Так как и до Константина рим­ские зна­мена имели аналогич­ную крес­тообраз­ную конструкцию, только завер­шающуюся не хриз­мой, а импер­ским орлом, логич­но пред­положить, что световое зна­мение Креста, явленное Константину Вели­кому на небе, представляло собой не плоский четы­рехконечный, а прос­транственный шести­конечный крест, аналогичный трем осям ко­ор­динат. Подобные кресты мож­но и сейчас увидеть на куполах некоторых храмов и в их внутреннем пространстве. Естественно, что в плос­кости такая геометрическая фи­гу­­ра представляет собой моно­грамму Хрис­та, оставаясь при этом прикровенным зна­мением Креста.

Рассмотрим другие символи­ческие эле­мен­ты, дополняющие в нагрудном знаке Бо­жественную монограмму. Венок с древ­них вре­мен является символом награды и победы. В этом значении он упоминается во многих книгах Нового Завета: «венец правды» – второе послание к Тимофею (2 Тим. 4.8); «венец нетленный» – первое по­слание к коринфянам (1 Кор. 9.25); «венец славы» – первое послание Петра (1 Пет. 5.4); «венец жизни» – послание Иакова (Иак. 1.20) и Апокалипсис (Откр. 2.10). Пальма также являлась символом победы как у иудеев, так и греков и римлян. Этот же символизм сохранился и у христиан, только значение победы земной было перенесено на духовную победу, рождение в Духе и Воскресение. Слова Апокалипсиса (Откр. 7.9) о праведниках, стоящих перед престолом и Агнцем с пальмовыми ветвями в руках, под­тверждают это значение.

Две греческие буквы α и ω, допол­няющие монограмму, ил­люст­рируют отрывок из Апо­калипсиса (Откр. 1.8): «Я есть Альфа и Омега, начало и конец, который есть и был и грядет…», и в сочетании с хризмой обоз­начают вечность и пол­ноту Естес­тва Христова. Это до­пол­нение в IV в. имело особую актуальность в связи с борьбой с арианством, показывая Сына Божия единосущным Отцу. Таким обра­зом, сочетание описанных вы­ше символов обозначает Госпо­да нашего Иисуса Христа как Вседержителя, единосущного Отцу, говорит о Его Победе над адом и смертью – Его Воскресении.

Этот знак Господь даровал людям через императора Константина как победный, и сегодня он имеет то же значение, так как победа возможна только во Христе и со Христом.


Серебро, позолота, чернение, эмаль

Размер: 31×19 мм

Вес ~1,8 гр

Модель 1999 г.

Отзывы Подвеска - "Хризма" - арт. ЗПС107

Написать отзыв

С этим изделием покупают