Небольшой крестик, близкий к греческим пропорциям, с круглым медальоном в средокрестии и сферическим завершением балок. Кресты подобной формы широко бытовали на Руси в XI–XIII вв. Они были найдены в Новгороде, Киеве, Старой Рязани, Костроме, Владимире, Туле, а также в Латвии и Эстонии. На многих из них в центральном медальоне присутствуют иконографические изображения. Из-за плохой сохранности нельзя с полной уверенностью сказать, чьи образы изображены на крестах. Скорее всего, это изображения Спасителя и Богородицы с ладонями, открытыми перед грудью.
В своей работе мы попытались воссоздать забытую древнюю форму креста, осмыслив и по возможности усилив ее символическое значение. Как и большинство крестов греческих и близких к ним пропорций, данный крест понимается как модель четверочастного мира, созданного и упорядоченного Господом. Образ Христа в круглом медальоне находится в центре, согласно древнему пророчеству: «Бог содела спасение посреде земли» (Пс. 73,12). Это погрудный образ Господа Вседержителя, Творца и Судии Мира. В левой руке Он держит Евангелие, а правая сложена в благословляющий жест. Такое изображение известно с VI в., и по словам академика Н.П. Кондакова, «является в византийской иконографии венечным пунктом; помещенное внутри купола, оно увенчивает собой всю церковную роспись; как моленная икона оно является средоточием церковного «чина», иконою по преимуществу, и с тем же характером доныне сохранилось в русской иконописи». Человеческая природа Христа в этой иконе нисколько не умаляет власти Его Божества как Вседержителя, но, таинственно соединяясь с Ним в Его лице, сама возвышается и получает власть. Сферы на концах балок креста обозначают четыре части света и, в свою очередь, имеют изображения крестов, тем самым утверждая церковный принцип кафоличности (соборности), когда часть обладает всей полнотой целого.
На неподвижном оглавии имеется изображение херувима, позволяющее понимать оглавие как символ Царства Небесного.
На оборотной стороне креста в круглом медальоне помещен образ Богоматери с ладонями, открытыми перед грудью. Благодаря тому, что он часто встречался на иконах «Вознесения», дублируя образ Оранты, такой иконографический тип, согласно определению академика Н.П. Кондакова, называют образом Божией Матери «Вознесенной» (Assunta). Он возник в VIII–IX вв. и особенно распространился в XI–XII столетиях. Главное символическое значение этого жеста Богородицы – молитвенное предстояние, и в этом его сходство с позой Оранты. Но в отличие от Оранты образ Богоматери Ассунта не так торжественен. Его восприятие более душевно. Это образ Девы Марии, смиренно и умиленно исповедующей Господа и открытой к принятию Его Воли. Аналогичный жест в том же значении, только с одной рукой перед грудью, встречается на иконах Благовещения и в образах святых мучеников и исповедников.
В XI–XII вв. такая иконография Божией Матери начинает носить самостоятельный характер, превращаясь как бы в «эмблематическую формулу молитвы», и широко используется в молитвенных именных медальонах и нательных крестах.
Помимо самостоятельного восприятия образов лицевой и оборотной сторон креста, возможно их сопоставление. В этом случае невольно возникает ассоциация с системой росписей крестово-купольного храма, где вся сложная храмовая символика раскрывается вокруг двух главных образов: Господа Вседержителя (или Вознесения) в куполе и Богоматери в конхе апсиды.
Вокруг вертикальной балки нагрудного креста под центральным медальоном – текст тропаря Кресту на церковно-славянском языке: Сп7си, гDи, люди тво‰...
Серебро, позолота, чернение
Размер: 32×22 мм
Вес ~4,1 гр
Модель 2003 г.
Нет отзывов об этом товаре.
Нет вопросов об этом товаре.