Лидер продаж!
Код Товара:
КС069
В наличии ✓
8400 р.
Все изделия соответствуют православным канонам и освящены

Маленький нательный крест по форме относится к небольшой группе крестов и энколпионов, бытовавших в Византии и ее провинциях в IX–XI вв., характерной особенностью кото­рых является то, что их форма образуется пятью окружностями, т.е. основной и единственной формо­обра­зующей фигурой явля­ется круг. Круг и крест – два главнейших архетипичных сим­вола, имеющие множество значе­ний. Их различные сочетания лежат в осно­ве композиций большинства произведений хрис­тиан­ского искусства.

Сочетания символов в контексте опре­деленной композиции позволяют значитель­но конкре­тизировать их значение и смысл всей ком­позиции. Здесь становится важным значение круга как символа безначальности и бесконечности, обозначающего «Творца небу и земли», а креста – как символа земли и жертвы.

Когда из центрального круга крес­тоо­бразно выступают еще четыре, такая форма говорит нам о Воплощении и Жертве Господа, и в то же время – о  преображении и обожении  мира. Главный и единственный сюжет лицевой стороны креста – Распятие с предстоя­щи­ми Божией Матерью и Иоан­ном Богословом. Спаситель, распятый на восьмиконечном кресте, вписан в центральный круг. И здесь снова видим сочетание креста и круга, показывающее одновременно и вселенскость жертвы «Сына человеческого», и Распятие как Жертву Бога.

Кроме того, фигура Распятого окружена ореолом славы, по­ка­зывая Христа как Господа Все­держителя, Царя Славы.

Раскрытию этой идеи помогает тради­ционная для древних крес­тов иконография Распятия, называемая образом Христа Триум­­фатора, где прямая фигура Спасителя стоит на объемном подножии. Согласно византийскому церемониалу, под­ножие означает величие изображаемо­го лица, а в толковании Священного Писания подножие, являясь наиболее значимой ча­стью креста, часто олицетворяло собой сам Крест Господень. Эта значимость подножия в нашей работе дополнительно подчеркнута геометри­ческим орна­ментом по его краю.

Обратная сторона креста посвящена прославлению Господа и евхаристическому соединению с Ним. Призвание каждого христианина стать святым, а святой – существо литургическое. По словам святого Максима Исповедника, человек – тот, кто со своим пением Трисвятого присоединяется к хорам ангелов в «вечном и неизменном движении вокруг Бога воспевающих и про­славляющих троекратными славословиями Единого Бога в Трех Лицах». Здесь символом такого евхарис­тического славос­ловия являет­ся образ таинственного шестикрылого существа – тетра­морфа, изображенного в централь­ном круге. Из самого назва­ния следует, что он состоит из четырех образов: человека, орла, льва и тельца. Это существо упоминается пророком Иезикилем (Иез. 1.10) и апостолом Иоанном (Откр. 4.6-8). Его глав­ное предназначение – предстоять  у Престола Господа и непрестан­но взывать: СТ&Ъ, СТ&Ъ, СТ&Ъ, ГДCЬ БГ&Ъ ВСЕДЕРЖИ1ТЕЛЬ.

 

В других трех кругах размещены слова Трисвятого: СТ&ЫЙ БЖ&Е, СТ&ЫЙ КРЭ1ПКіЙ, СТ&ЫЙ БЕЗСМЕ1РТНЫЙ, ПОМИ1ЛУЙ НА1СЪ.

В отличие от ангельского  славо­словия это молитва человека, не только прославляющего Господа, но и осознающего свою грехов­ность и молящего о спасении.

Кроме указанного предназначе­ния тетра­морфа, четыре апокалипсичес­ких жи­вот­ных традиционно считаются сим­волами евангелистов. Согласно блаженному Иеро­ниму (IV в.), они имеют следующие соответ­ствия: лев – Марк, орел – Иоанн, чело­век – Матфей, телец – Лука. Также они являются символами и хранителями четырех сторон света или представляют четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. У святых отцов Церкви можно встретить и другие толкова­ния тетраморфа, симво­лически связы­вающие его с самим Христом. Так Ефрем Сирин (IV в.) и Григорий Великий (VI в.) рассматривали тетраморф как символ Христа в различные фазы жизни: при рождении Он – человек, при смерти – жертвенный телец, при вос­кресении – лев, при возне­сении – орел. Со­гласно Герману Константинопольскому (VIII в.), четыре символических существа означают деятельность Сына Божия: «Первое, подобное льву, представляет Его силу, царст­венную власть. Второе, подобное тельцу, знаменует Его священ­нический чин. Третье, имеющее человеческое ли­цо, явно изобра­жает пришествие Его как человека. А четвертое, подобное летящему орлу, ука­зывает на дар через Святого Духа».

Изображение тетраморфа, кроме крес­тов, встречается и на церковных рипидах.

Сферические края нашего креста и неподвижное бочкообраз­ное оглавие укра­шены растительным орнаментом в византий­ском стиле, что традиционно передает жи­вотворность Креста Господня, связывая его с райским Древом Жизни.

 

Серебро, позолота, чернение

Размер: 26×17,5 мм

Вес ~ 4,7 гр

Модель 2007 г.

Отзывов: 0

Нет отзывов об этом товаре.

Вопросов: 0

Нет вопросов об этом товаре.

Похожие товары
Лидер продаж!
Крестильный крестик - "Воскресение. Св. Никита, побивающий беса" - арт. КС058
Лидер продаж!
Крест нательный - "Распятие. Серафим Саровский" - арт. КС056
Крест нательный - "Распятие. Серафим Саровский" - арт. КС056
КС056
В наличии ✓
2 отзыва
8400 р.
Лидер продаж!
Крестильный крестик - "Распятие, Ангел Хранитель" - арт. КС115
Крестильный крестик - "Распятие, Ангел Хранитель" - арт. КС115
КС115
В наличии ✓
2 отзыва
5800 р.
1
false
false
true
Удалить
Изменить
tr
true