Маленький нательный крест по форме относится к небольшой группе крестов и энколпионов, бытовавших в Византии и ее провинциях в IX–XI вв., характерной особенностью которых является то, что их форма образуется пятью окружностями, т.е. основной и единственной формообразующей фигурой является круг. Круг и крест – два главнейших архетипичных символа, имеющие множество значений. Их различные сочетания лежат в основе композиций большинства произведений христианского искусства.
Сочетания символов в контексте определенной композиции позволяют значительно конкретизировать их значение и смысл всей композиции. Здесь становится важным значение круга как символа безначальности и бесконечности, обозначающего «Творца небу и земли», а креста – как символа земли и жертвы.
Когда из центрального круга крестообразно выступают еще четыре, такая форма говорит нам о Воплощении и Жертве Господа, и в то же время – о преображении и обожении мира. Главный и единственный сюжет лицевой стороны креста – Распятие с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом. Спаситель, распятый на восьмиконечном кресте, вписан в центральный круг. И здесь снова видим сочетание креста и круга, показывающее одновременно и вселенскость жертвы «Сына человеческого», и Распятие как Жертву Бога.
Кроме того, фигура Распятого окружена ореолом славы, показывая Христа как Господа Вседержителя, Царя Славы.
Раскрытию этой идеи помогает традиционная для древних крестов иконография Распятия, называемая образом Христа Триумфатора, где прямая фигура Спасителя стоит на объемном подножии. Согласно византийскому церемониалу, подножие означает величие изображаемого лица, а в толковании Священного Писания подножие, являясь наиболее значимой частью креста, часто олицетворяло собой сам Крест Господень. Эта значимость подножия в нашей работе дополнительно подчеркнута геометрическим орнаментом по его краю.
Обратная сторона креста посвящена прославлению Господа и евхаристическому соединению с Ним. Призвание каждого христианина стать святым, а святой – существо литургическое. По словам святого Максима Исповедника, человек – тот, кто со своим пением Трисвятого присоединяется к хорам ангелов в «вечном и неизменном движении вокруг Бога воспевающих и прославляющих троекратными славословиями Единого Бога в Трех Лицах». Здесь символом такого евхаристического славословия является образ таинственного шестикрылого существа – тетраморфа, изображенного в центральном круге. Из самого названия следует, что он состоит из четырех образов: человека, орла, льва и тельца. Это существо упоминается пророком Иезикилем (Иез. 1.10) и апостолом Иоанном (Откр. 4.6-8). Его главное предназначение – предстоять у Престола Господа и непрестанно взывать: СТ&Ъ, СТ&Ъ, СТ&Ъ, ГДCЬ БГ&Ъ ВСЕДЕРЖИ1ТЕЛЬ.
В других трех кругах размещены слова Трисвятого: СТ&ЫЙ БЖ&Е, СТ&ЫЙ КРЭ1ПКіЙ, СТ&ЫЙ БЕЗСМЕ1РТНЫЙ, ПОМИ1ЛУЙ НА1СЪ.
В отличие от ангельского славословия это молитва человека, не только прославляющего Господа, но и осознающего свою греховность и молящего о спасении.
Кроме указанного предназначения тетраморфа, четыре апокалипсических животных традиционно считаются символами евангелистов. Согласно блаженному Иерониму (IV в.), они имеют следующие соответствия: лев – Марк, орел – Иоанн, человек – Матфей, телец – Лука. Также они являются символами и хранителями четырех сторон света или представляют четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. У святых отцов Церкви можно встретить и другие толкования тетраморфа, символически связывающие его с самим Христом. Так Ефрем Сирин (IV в.) и Григорий Великий (VI в.) рассматривали тетраморф как символ Христа в различные фазы жизни: при рождении Он – человек, при смерти – жертвенный телец, при воскресении – лев, при вознесении – орел. Согласно Герману Константинопольскому (VIII в.), четыре символических существа означают деятельность Сына Божия: «Первое, подобное льву, представляет Его силу, царственную власть. Второе, подобное тельцу, знаменует Его священнический чин. Третье, имеющее человеческое лицо, явно изображает пришествие Его как человека. А четвертое, подобное летящему орлу, указывает на дар через Святого Духа».
Изображение тетраморфа, кроме крестов, встречается и на церковных рипидах.
Сферические края нашего креста и неподвижное бочкообразное оглавие украшены растительным орнаментом в византийском стиле, что традиционно передает животворность Креста Господня, связывая его с райским Древом Жизни.
Серебро, позолота, чернение
Размер: 26×17,5 мм
Вес ~ 4,7 гр
Модель 2007 г.
Нет отзывов об этом товаре.
Нет вопросов об этом товаре.