Основная, четырехконечная форма креста святыми отцами Церкви с древности осмыслялась как символ сотворенного Богом мира. Крест — это образ простирающейся вширь и поднимающейся от земли к Небу Вселенной, соединенной и укрепленной в Самом Творце, наподобие двух пересекающихся перекладин, связанных средокрестием.
В данном кресте этот символический образ усиливается иконами деисуса: так называется композиция с изображением Христа Вседержителя и предстоящих Ему Божией Матери и Иоанна Предтечи. В церковном иконостасе деисусный чин, продолженный образами архангелов, святителей, мучеников и преподобных, является главным. Он показывает совершенную Церковь святых, пребывающих в вечности в Царстве Славы, с которой соединяются в Причастии верующие на Литургии и с которой объединится земная Церковь после Страшного Суда.
Помещенный на крест деисус рождает образ молитвы святых за носящего крест человека. Книга в руке Христа, которую Он благословляет десницей, это великая книга судеб человеческих, запечатанная семью печатями, которую может открыть только Сам Господь. Горе тем, чьего имени нет в ней: возмездие Божие постигнет их. Это «псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду» (Отк. 22; 15).
На иконе книга имеет и другое значение. Она символизирует Новый Завет, то есть договор, соглашение Бога с людьми, который был заключен при Его первом пришествии на землю в виде человека Иисуса. Главным законом этого Завета является заповедь любви: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13; 34). Про эту заповедь апостол Иоанн говорил ученикам: «Если бы ее только исполнить — этого было бы достаточно».
Святые знают, что заповедь любви самая трудная. Чтобы исполнить ее, человеку нужно пожертвовать очень многим. Но несоизмерима с жертвой награда, которую он получает: «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном», — говорит Господь (Отк. 21; 7). Победить в себе зло человеку помогает более всех Пресвятая Богородица, Сама стяжавшая совершенную святость и никогда не согрешившая даже в мыслях.
На обороте креста помещена икона Божией Матери «Никопея», что в переводе с греческого означает «победоносная» или «подающая победу». Это одна из наиболее любимых в Византии икон, которую иногда называют также «Пантанасса», то есть «Вседержительница». Божия Матерь несет перед Собой Божественного Сына, Которого Она отдает в жертву из любви к падшему человечеству. Господь на Ее руках обращен в мир. Его жертва любви — Он Сам и Его жизнь.
Этому страшному и великому жертвенному примеру следовали многие святые, ставшие помощниками и наставниками людей в исполнении заповеди любви. Двое из них, преподобный Серафим Саровский (слева) и преподобный Сергий Радонежский, предстоят в молении Богородице на данном кресте.
Прп. Сергий Радонежский († 1422) начал свой путь к Богу отшельником и, стяжав благодатные дары Св. Духа, обратился к миру для служения людям. В основанном им монастыре он собрал вокруг себя множество учеников, которым проповедовал заповедь любви как основу церковного единства, благополучия государства и счастья людей. Жизнь прп. Сергия Радонежского и его богословие оказали огромное влияние на духовное развитие Церкви. Его последователи разошлись по всей Русской земле, основав можество монастырей и повсюду возводя храмы во имя Пресвятой Троицы. Мощи прп. Сергия покоятся в основанной им Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Когда-то это была крошечная обитель в непроходимых радонежских лесах. Теперь вокруг Лавры выросло множество поселений и город, названный именем святого — Сергиев Посад. Память преподобного отмечается 8 октября и 18 июля.
Одним из духовных последователей прп. Сергия был прп. Серафим Саровский († 1833). Тысячу дней стоял он на камне и молился, чтобы стяжать совершенную жертвенную любовь к Богу и ближнему. Живя в полном самоотречении, питаясь одной водой и снытью, святой говорил ученикам, удивлявшимся тяжести его подвига, что если бы они знали, какое блаженство их ожидает у Бога, то с радостью согласились бы всю жизнь провести в келье, по горло заполненной червями. Прп. Серафим знал, что говорил: при жизни его шесть раз посещала Пресвятая Богородица, он общался и с другими святыми, видел райские кущи. Еще преподобный не уставал повторять: «Стяжи Дух Мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Он видел святых Божественными светильниками, которые все освещают и просвещают вокруг себя Святым Духом.
Сейчас мощи прп. Серафима покоятся в основанном им Дивеевском Богородицком монастыре, место для которого указала Сама Божия Матерь, обойдя вокруг «Своими стопочками». По Ее следам прп. Серафим вырыл канавку, которая сохранилась до сих пор.
Память святого отмечается 15 января и 1 августа.
Техника исполнения - Миниатюрный рельеф, литье, позолота, чернение. Ручная работа.
Средний вес - 9 г
Материал - Серебро (925). Позолота (999).
Размеры - 29х19х3 мм
Характеристики
Нет отзывов об этом товаре.
Нет вопросов об этом товаре.