Небольшой крест с Распятием на лицевой стороне, Ангелом и младенцем Иоанном Предтечей на обороте выполнен в традициях русских нательных крестов.
На лицевой стороне по традиции изображено Распятие. Распятие чаще всего изображают на нательных крестах, потому что Свои страдания на кресте и смерть Иисус Христос сделал символом победы над грехом и смертью. Рядом с крестом написано «НИКА», что значит «победил». Это слово Господь произнес по воскресении, обращаясь к ученикам: «Дерзайте, яко Аз победил мир» (Ин. 16, 33).
С двух сторон от Христа изображаются орудия Его страстей: трость с губкой и копие. Позади — иерусалимская стена, знак того, что Господь был распят вне стен города. Но вместе с тем стена символизирует и Небесный Иерусалим, путь в который открылся для человечества через Голгофу. У подножия креста покоится череп Адама. Существует Предание, что кровь Господа стекала с креста прямо на него, и глава Адама оказалась на Голгофе (в пер. с арам.: голова, череп, лоб) как свидетельство очищения человека от первородного греха кровью Христовой и обретение им утраченного рая. «МЛРБ» — «Место Лобное Рай Бысть», — написано у подножия.
В Православной Церкви почитаются кресты различной формы. В настоящем кресте использованы две из них: четырехконечная и семиконечная. В Евангелии говорится, что, когда Господь нес Свой крест к месту казни, он был четырехконечный. А после Распятия к кресту прибили подножие и табличку с надписью: «Иисус Назорей Царь Иудейский».
Форма и все части креста имеют символическое значение. Основная поперечная балка, как имеющая широту и долготу, знаменует собою земное, вертикальная же указывает на преисподнее и Небесное и на возрастание земли к Небу. Верхняя часть креста — это область Божественного бытия, которая как бы отделяется короткой верхней перекладиной. Поэтому над титлами имени Христа «IС ХС» написано «Царь Славы». Наклоненное подножие креста является образом мерила дел человеческих. Христос был распят между двумя разбойниками. Один из них хулил Господа, и мерило склонилось под тяжестью его грехов, как бы низводя его в ад. Другой же разбойник каялся в своих грехах и просил у Господа милости. Ему подножие указывает на Царство Небесное.
«Как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так и силою Божественной держится высота и глубина, долгота и широта, то есть видимая и невидимая тварь», — писал великий богослов и аскет прп. Иоанн Дамаскин (VII в.). Это значит, что в каждом кресте есть не только мистический образ Господа и его Царства Славы, но и образ преображенного святостью земного мира, дабы «могли постигнуть со всеми святыми, что есть широта и долгота и глубина и высота» (Еф. 3, 18).
На обороте креста изображен Ангел Господень и Иоанн Предтеча, Креститель Господень, в младенческом образе. Иоанн был последним пророком Израиля. Он призывал к покаянию, предвозвещая приближение Царствия Небесного (Мф. 3, 2), и удостоился стать Крестителем Христа. Иисус Христос говорит о нем: «Сей есть о котором написано: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Лк. 7, 27). И еще: «Из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя» (Лк. 7, 28).
В византийской традиции младенца Иоанна иногда изображали ведомым в пустыню его Ангелом Хранителем. С младенчества Иоанн Предтеча следовал ангельским путем и, исполнив все виды святости, сам стал как ангел. Поэтому на многих древних иконах его самого часто изображают с крыльями в символическом образе Ангела Пустыни. Креститель Господень был сыном Елизаветы, родственницы Девы Марии, на шесть месяцев старше Христа. После Благовещения и зачатия от Духа Святого Божия Матерь отправилась к Елизавете. Бывший еще в утробе Иоанн почувствовал приближение Бога и «взыгрался» во чреве своей матери. Так, еще не рожденным, он был призван стать предвестником Христа, а по смерти вместе с Пресвятой Богородицей ближе всех предстоит Богу и является заступником и просителем перед Ним за людей.
Ангел Хранитель дается в Крещении каждому человеку и с детства ведет его по пути праведности. Если уметь слушать своего Ангела, следовать голосу совести, то любой человек может достичь вершин святости, как и Креститель Господень Иоанн Предтеча. Таким образом, символическая программа этого небольшого креста отвечает евангельским словам Господа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).
Характеристики
Нет отзывов об этом товаре.
Нет вопросов об этом товаре.