Нательный четырехконечный крест с округлыми концами и скругленными углами средокрестия. Такая форма характерна для широкой группы русских крестов XIV–XVI вв. с разнообразными иконографическими сюжетами.
При создании композиции лицевой стороны предлагаемого креста использован метод, с древних времен существовавший в христианском искусстве.
Его суть заключается в том, что в одной композиции объединяются несколько иконографических сюжетов, выражающих главную идею литургии, и сущность одного явления раскрывается через содержание другого. Этим удается, избежав ненужной историчности в показе священных событий, дать их в совокупности и выделить не историческую реальность, а реальность духовную и пророческую. Значение и взаимосвязь сюжетов, совмещенных на кресте, усиливается благодаря собственной символике креста и его отдельных частей.
Центральное место на лицевой части нашего креста занимает образ распятого Спасителя. Ему предстоят в молении Божия Матерь и Иоанн Предтеча, изображенные погрудно в медальонах на концах горизонтальной балки. Тем самым объединяются сюжеты Распятие и Деисус, показывая Распятие как деяния Христа-Иерея, приносящего искупительную Жертву. Как результат искупления под Распятием изображен сюжет Воскресения, где восстающие из гробов Адам и Ева в молении протягивают руки к Спасителю. Победа Христа над смертью и адом подтверждается и традиционной надписью у Распятия: І&С Х&С НИКА (Иисус Христос Победитель). Завершает композицию лицевой стороны образ Уготованного Престола (греч. Этимасия). Он, по словам Н.П. Кондакова, является «образом Самого Спаcителя, Судии Мира и Его Второго Пришествия или Страшного Суда Христова и равно образом Церкви Небесной, утвержденной по Вознесении Спасителем». В сочетании с Этимасией вышеописанные сюжеты помогают увидеть более полно икону «Страшный Суд», где традиционно присутствуют коленопреклоненные перед Престолом Адам и Ева и предстоящие в молении Божия Матерь и Иоанн Предтеча. Таким образом, композиция лицевой стороны показывает Деяния Господа в их литургической завершенности – от искупительной Жертвы Распятия до Страшного Суда.
Композиция оборотной стороны креста представляет образ утвержденной Христом Церкви. Главным ее символом на рассматриваемом кресте является изображенная в центре икона Божией Матери Оранта с Предвечным Мла-
денцем на груди (по типу Ярославской Великой Панагии).
Другие изображения представляют собой три чина церковной иерархии: апостолов, пророков и святителей. Именно эти чины можно увидеть вокруг изображения Креста Господня как символа Церкви на миниатюрах в многочисленных списках сочинения Козьмы Индикоплова (VII в.). Миниатюры, как правило, сопровождались надписью: «положи убо в Церкви первое апостоли, второе пророки, третье учители на исправление ея». Широкое распространение и популярность учения Козьмы Индикоплова в средневековой Руси могло отразиться и на русских нагрудных крестах, где встречаются аналогичные сочетания образов святых. На нашем кресте, по образцу древних миниатюр, первый чин представлен образом первоверховных апостолов Петра и Павла в основании креста. За образец взят греческий иконографический извод XII в., где апостолы изображены в братском объятии, символизирующем прочность Христовой Церкви, собранной из разных народов и основанной на христианской любви. Второй чин, следуя древним миниатюрам, представляет образы двух из четырех так называемых великих пророков – Исайи и Иеремии со свитками пророчеств, Исайя на левом конце горизонтальной балки, а Иеремия – на правом. Пророк Исайя, чье имя означает «Спасение Господне», особую значимость в христианской Церкви приобрел своим пророчеством о Мессии (Эммануиле) (гл. 7, 9). За точность изображения земной жизни Христа Исайю называют ветхозаветным евангелистом. Пророк Иеремия, чье имя означает «Возвышенный Богом», благодаря своим пророчествам, подготавливающим новые формы религии, почитается Церковью как один из предтечей Христа (Матфей 16, 14). В верхней части креста изображен погрудный образ Николая Чудотворца, представляющего третий чин описанной иерархии – учителей и святителей.
Святой Николай, архиепископ Мирликийский, величайший христианский святой – «правило веры и образ кротости», как называет его Церковь. Его образ почитается во всей вселенской Церкви, и на Руси всегда был окружен особым почитанием и любовью, что можно видеть по присутствию его на множестве икон и изделий мелкой пластики, в том числе и на нагрудных крестах.
Серебро, позолота, чернение
Размер: 42×26 мм
Вес ~9,0 гр
Модель 2002 г.
Нет отзывов об этом товаре.
Нет вопросов об этом товаре.