Тельный крест четырехконечной формы с выступами на вертикальной балке, имитирующими восьмиконечный крест, и килевидным окончанием внизу. Такая форма нагрудных крестов была распространена на Руси в XV–XVI вв.
На лицевой стороне креста представлена развернутая картина Распятия. В центре – фигура Спасителя на восьмиконечном кресте, на фоне Иерусалимской стены. Ему предстоят скорбящие Богородица, Иоанн Богослов, Мария Магдалина и сотник Лонгин. Над крестом — солнце и луна, в основании — череп Адама. На верхней перекладине надпись: Црь Славы (Царь Славы), вдоль горизонтальной балки сверху – ІС ХС (Иисус Христос), снизу – НИКА (Победитель).
Сюжет Распятия никогда не был в православной иконографии только иллюстрацией казни Христа. С помощью надписей, символических элементов и художественных приемов его стремились показать как принесение искупительной жертвы Христом-Иереем, как таинство Небесной и Земной Церкви, а также как победу Христа и искупление человечества. В мелкой пластике для усиления этой идеи сцена Распятия также часто дополнялась сюжетами и образами, не имеющими прямого отношения к евангельскому событию.
Так, на данном кресте над Распятием в отдельном клейме помещен образ Ветхозаветной Троицы – предвечного совета и источника бытия мира (над ним надпись: Святая Троица). Он являет нам единую Небесную Церковь, совершающую вечную евхаристическую жертву.
Земная Церковь представлена в нижнем клейме образами первых русских святых князей-мучеников – Бориса и Глеба и святого равноапостольного князя Владимира (над ними имена: Борисъ, Владимiръ, Глебъ). Борис и Глеб представляют новых русских людей — «людей Нового Завета», положивших начало сакральной истории Святой Руси и явившихся основой Русской Православной Церкви. Их образы соответствуют образу первого мученика Авеля, смерть которого явилась в Ветхом Завете началом истории Святой Земли и еврейского народа, а также христианских мучеников первых веков, явившихся основой Церкви Христовой. С Борисом и Глебом неразрывно связан образ их отца – святого равноапостольного князя Владимира, который также почитается как защитник и покровитель Русской Земли и Церкви. В молитвах его называют «отец русский» или «отец всея Руси».
Дополнительный акцент для понимания сюжета Распятия как церковного таинства создают образы вселенских святителей и творцов литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста. Их поясные образы в позе предстояния изображены на концах горизонтальной балки креста (над ними надписи: св Василiй В., св Iоанн Злтаустъ).
В оглавии креста – райские врата с их стражем – Херувимом. Врата, которые открылись благодаря крестной жертве Христа.
Теме искупления и восстановления утраченного рая целиком посвящена оборотная сторона креста.
Первым человеком, оказавшимся после грехопадения в раю, помимо взятых на небо живыми пророков Илии и Еноха, был покаявшийся разбойник, распятый вместе с Христом. Знамением для открытия райских врат послужил крест, данный ему Спасителем. В церковных песнопениях поется: «Разрушил еси крестом Твоим смерть, отверз еси разбойнику рай». Тем самым утверждается параллельность событий – в то время как Спаситель сокрушает крестом врата адовы, разбойник крестом же открывает врата рая. Именно сцена вхождения в рай разбойника является центральной на оборотной стороне креста. Разбойник изображен в полный рост, единственное одеяние – повязка на чреслах: глава смиренно склонена, в руках — крест (надпись над головой: благ разбойник). По сторонам – полуфигуры встречающих его Илии и Еноха (над ними надписи: пр. Енохъ, пр. Илiя).
Образ разбойника – символ чистосердечного покаяния человеческой души, обремененной тягчайшими грехами, образец твердой веры в Господа в момент Его предельного уничижения. Он помогает нам укрепить и свою веру в безграничную любовь Христа, который даже разбойника может сделать достойным рая и дарует надежду нашего спасения. Поэтому в молитве перед причастием мы, обращаясь к Господу, говорим: яко разбойникъ, исповедаю тя: помяни мя, Гди во царствіи твоeмъ.
Эти слова, произнесенные разбойником на кресте, можно прочесть в основании композиции.
В нижней части креста изображен праотец Авраам с душами праведников, так называемое лоно Авраамово. Сверху надпись: Лоно Авраамле. Это образ места, где покоятся души праведников. Христос употребил его в притче о богаче и Лазаре (Ев. от Луки 16; 22-23). В русской иконографии он стал символом рая и в разных вариантах вместе с образом благоразумного разбойника присутствует на иконах Воскресения и Страшного Суда, а также в росписях алтарных врат.
По краям горизонтальной балки креста – изображения небесных сил – Херувима (надпись: Херувiмъ) и Серафима (надпись: Серафiмъ).
Завершает композицию оборотной стороны Нерукотворный Образ Спасителя, расположенный в верхней части креста (над ним надпись: Образ Нерукотворенный). Он являет нам Христа-Иерея, главу Небесной Церкви, Господа, по чьей воле и милости свершается наше спасение.
Данный крест есть так же в серебре без позолоты
Серебро, позолота, чернение
Размер: 64 × 34 мм
Вес: ~20,0 гр
Модель 2000 г.
Нет отзывов об этом товаре.
Нет вопросов об этом товаре.